Федеральное Казначейство не сумело в срок завершить создание
всероссийской ИТ-системы бюджетирования. К началу 2010 г. она должна
была функционировать во всех 83 регионах страны, а заработала только в
шести. При этом за пять лет ведомство распределило колоссальный
ИТ-бюджет, превышающий 15 млрд руб. Запуск
одного из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России
задерживается минимум на два года. Автоматизированную систему
Федерального Казначейства (АС ФК), которая должна обеспечить
бюджетирование в масштабе всей страны (сбор данных, составление планов,
анализ план-факт и т.д.), планируется развернуть только к 1 января 2012
г., тогда как ранее запуск был намечен на январь 2010 г. Об этом CNews
заявил заместитель руководителя Казначейства Алексей Попов.
Значительный сдвиг сроков запуска он объясняет изменениями в
законодательстве.
Технические работы по созданию АС ФК
стартовали в 2005 г. Строить ее решено было на базе ERP-системы Oracle
E-Business Suite. Финансировать модернизацию Казначейства согласился
Всемирный банк, выдавший России кредит на эти цели в сумме $444 млн.
Как пояснили CNews в банке, условия предоставления кредитов типичны,
процент по выплатам устанавливается на уровне немного выше ставки LIBOR.
На
ERP предполагалось потратить почти $65 млн из выделенных Всемирным
банком средств. Головным подрядчиком по этим работам стала сама Oracle.
В консорциум с ней вошли НИИ "Восход", "Борлас", "Форс" и "Овионт
информ". По плану проект должен был продолжаться 7 лет. За 4 года (с
начала 2006 г. до начала 2010 г.) предполагалось создать и
растиражировать АС ФК в региональных отделениях, затем система должна
была встать на трехлетнее гарантийное обслуживание.
Но в начале 2010 г. ведомство приняло работы только по разработке и
опытной эксплуатации системы, сообщил CNews Алексей Попов. Из
выделенных средств подрядчикам на сегодняшний день, по его словам,
выплачено лишь 10-15%. Финансирование происходит через головного
подрядчика - компанию Oracle.
Планировалось,
что к началу 2010 г. по всей России в структурах Казначейства будет
развернуто 367 тыс. автоматизированных рабочих мест (из которых 30 тыс.
в Казначействе, Минфине и Счетной палате). Но на сегодняшний день их
число не превышает 27 тыс. Установлены они в 6 регионах России из 83.
С
вопросами о переносе сроков проекта CNews также обратился к участникам
консорциума. Представитель Oracle Марина Савинова ответила, что все
вопросы по проекту находятся компетенции Казначейства. Алиса Акулова,
представитель "Форс - Центр разработки" сказала, что без согласия
генерального подрядчика (Oracle) компания-субподрядчик не вправе давать
какую-либо информацию.
Представитель IBS Евгений Кутилов заявил,
что участие "Борлас" (входит в группу компаний IBS) в проекте
прекращено еще в 2007 г. по организационным причинам и давать
комментарии было бы не корректно.
Всемирный банк кроме двух
декабрьских контрактов 2005 г. с Oracle (с американской Oracle
Corporation и голландской Oracle Netherland B.V., каждый по $34,8 млн)
сообщал о ряде других крупных выплат российским интеграторам, как
правило, за серверы для развертывания системы в регионах. Кроме вендора
ERP-системы крупные суммы по проекту выделялись компаниям "Ай-Теко"
($15,4 млн в декабре 2007 г., $31,1 млн в ноябре 2008 г. и $24,5 млн в
декабре 2009 г.), "Крок" ($23,7 млн в декабре 2009 г.), Kraftway ($19,8
млн в мае 2010 г.) и "Систематика" ($29,5 млн в августе 2008 г.). Кроме
этих сумм по линии Всемирного банка выделялось большое количество
значительно более мелких сумм на консультирование, обучение и т.д.
Всего $165 млн., из которых около $163 млн пришлось на 2005 - 2010 гг.
Общая
сумма на модернизацию ИТ Казначейства кроме программы Всемирного банка
складывается также из затрат российского бюджета. По оценке CNews
Analytics, общий объем объявленных Казначейством с 2005 г. по
сегодняшний день тендеров, связанных с ИТ, составил более 7,5 млрд руб.
Сюда попадают как работы по унаследованным системам, так и связанные с
АС ФК. Из этой суммы на разработку, создание и доработку ПО было
заложено порядка 2,5 млрд руб.
В июне 2010 г. Федеральное
казначейство объявило еще два тендера, связанных с информационными
системами, на общую сумму более 1,1 млрд руб. Их победители определятся
уже в начале июля 2010 г. Работы, связанные с обслуживаем оборудования
и доработкой информационной системы ведомства подрядчики будут
выполнять в течение 1,5 лет.
Победитель электронного аукциона с максимальной суммой почти 933 млн
руб. займется сопровождением всей техники АС ФК (серверов, систем
хранения данных и т.д.), которая будет установлена во всех регионах
России, возьмет на аутсорсинг резервный вычислительный центр и
официальный сайт, а также техобслуживание центрального аппарата
Казначейства. Кроме того, исполнитель госконстракта должен будет
обследовать региональные органы Казначейства и составить уточненные
технические требования к системе.
Компания, которая выиграет открытый конкурс с начальной ценой почти 200 млн руб. должна будет доработать под изменившееся законодательство программную часть АС ФК.
Автоматизированная
система Федерального Казначейства должна будет заменить разработанную
ранее систему "Центр-КС". Ее создание обошлось бюджету в 673 млн руб. –
соответствующий конкурс на внедрение и сопровождение ПО в 2005 г.
выиграла компания ОТР. По словам Алексея Попова, все работы у ОТР были
приняты, а впоследствии эта компания вошла в консорциум с Oracle, где
будет заниматься тиражированием системы.
Таким образом, общий
объем ИТ-контрактов, заключенных Федеральным Казначейством за последние
пять лет превысили $230 млн со стороны Всемирного Банка и 8,6 млрд руб.
со стороны российского бюджета (не считая многочисленных неучтенных
мелких договоров) т.е. более 15 млрд руб. Алексей Попов считает, что
помимо уже объявленных сумм каких-то дополнительных расходов на
создание АС ФК не потребуется.
|