Около 69% жителей России скачивают фильмы и музыку на бесплатных онлайн-ресурсах, и лишь 9% из них считают это преступлением, выяснили по итогам опроса эксперты исследовательского центра портала SuperJob.ru. При такой лояльности интернет-пользователей уничтожить площадки, распространяющие нелегальный контент, вряд ли удастся, уверены эксперты, скорее правообладателям придется научиться сотрудничать с пиратами.
Бесплатное скачивание музыки, кинофильмов и прочих материалов из Интернета стало нормой жизни. По мнению некоторых участников сентябрьского опроса SuperJob.ru (всего в нем участвовало 1,8 тысячи респондентов), это "очень выгодно и удобно", при этом многие не готовы платить за контент деньги дополнительно к плате за доступ в интернет - это "слишком накладно". "Если разобраться, то эти ресурсы не бесплатные, так как приходится платить за трафик и электроэнергию" - вот самое распространенное объяснение такой позиции.
Не пользуется торрент-трекерами 31% россиян, большинство из которых либо не умеет это делать, либо не находит времени для поиска нужных ресурсов. При этом среди них порядка 15% тех, кто считает бесплатное скачивание конетента незаконным. Среди пользователей файлообменных сетей - это всего 9%.
По данным компании IKS-Consulting, по итогам 2008 года объем нелегальных продаж музыки через интернет достиг 60 млн долларов, легальных - всего 3 млн долларов. По данным отчета компании "Видео 24", в 2008 году объем интернет-рынка пиратского кино в России составил 200 млн долларов, в 2009-м - превысит 220 млн долларов.
В последнее время правообладатели активизировали свою борьбу с нелегальным распространением контента, что, по мнению экспертов, связано с кризисом, а также с развитием интернет-пиратства. "Сейчас серьезно упали продажи CD- и DVD-дисков, посещаемость кинотеатров. При этом объемы распространения нелегального цифрового контента существенно выросли, - подчеркивает в интервью BFM.ru управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров. - И если музыкальные издательства почувствовали это несколько раньше, то в случае правообладателями видеоконтента пик пришелся именно на этот год".
Напомним, что в июне российские подразделения Universal Music, Sony Music и других правообладателей, а также продавцы и дистрибуторы интернет-музыки учредили альянс для борьбы с пиратами. Затем в начале сентября продюсерская компания "Дирекция Кино", правообладатель фильма "Каникулы строгого режима", и ГУП "Информзащита" совместно разослали сотовым операторам "большой тройки" официальное письмо, в котором просили МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" прекратить прием платежей через SMS за скачивание киноленты через Интернет. А к поисковым системам Google, Yandex и Rambler обратилась Ассоциация DVD-издателей (продает в сети продукцию восьми российских кинокомпаний - "Парадиз", Lizard, "Кино без границ" и др.) с требованием исключить из результатов поиска ссылки на сайты, на которых размещены контрафактные копии представляемых ею фильмов, пишет "Коммерсантъ".
По мнению аналитика IKS-Consulting Елены Крыловой, активность правообладателей вызвана еще и рядом прецедентов, случившихся, правда, за пределами России.
Елена Крылова напоминает, что основателей всемирно известного торрент-треккера Pirate Bay суд признал нарушившими закон об авторском праве, приговорив к году тюремного заключения и выплате штрафа в 30 млн шведских крон (3,58 млн долларов). Однако в июне шведская рекламная компания Global Gaming Factory X AB (GGF) объявила о желании приобрести Pirate Bay за 60 млн шведских крон (около 8 млн долларов), чтобы развивать торрент-треккер без нарушений законодательства и размещать на нем легальный контент.
К такой модели сотрудничества можно обратиться и в России, считают эксперты. "У нас прецедентов по привлечению к ответственности за нелегальное распространение контента не было, и вряд ли прямое преследование владельцев этих ресурсов даст толк", - сказала в интервью BFM.ru Елена Крылова. Скорее, правообладателям надо менять модель сотрудничества с пиратами, считает она: посещаемость торрент-треккеров сопоставима с поисковыми системами, поэтому гораздо лучше не воевать, а заключить соглашение о партнерстве и размещать на них рекламу.
Потребители готовы платить деньги за контент, но если это будет удобно, а суммы будут разумными, например, в пределах 1-3 долларов за фильм, уверен Кирилл Петров из i-Free. "Правообладатели пока не готовы осуществлять продажи по такой цене", - оговаривается он. Однако эксперт уверен, что потенциально пираты являются самыми главными партнерами правообладателей, которые могут добиться определенного успеха, при сотрудничестве с торрент-площадками в части распространения и дистрибуции контента. «Главные события ИТ-рынка» Информационно-деловой канал @ASTERA
|